«Я - учитель»

Понимаешь, мама, я - учитель!

Видишь: я вхожу, бледнея, в класс

Это мне решили поручить их-

Сорок душ и восемьдесят глаз.

Л.Ошанин.

Почему я стала учителем? Ведь в моей семье нет учителей. Мама – ветеринар по образованию, папа – зоотехник. Даже среди бабушек и дедушек, прабабушек и прадедов нет учителей…  Может, в выборе профессии сыграл свою роль случай? В 10 классе на уроке мировой художественной культуры я защитила реферат. Мой педагог сказал мне, что из меня получится хороший учитель. Может,  именно эти слова решили мое будущее.

   Почему я выбрала биологию? В школе у меня были прекрасные учителя. Учитель русского языка, Людмила Анатольевна, советовала стать филологом. Учитель математики, Рафина Зараевна, видела во мне учителя математики. А я выбрала биологию… Она учит добру, бережному отношению к природе, самоуважению к себе и всему живому на Земле! Именно всему этому меня учила Зухра Набиевна на своих уроках биологии.

   Быть учителем - это призвание. Это тяжелейший труд. Тем более в наше время, когда очень много информации человек получает из интернета. А для детей сегодняшнего дня, это вообще болезнь. Если раньше все сидели в библиотеке, читали книги, писали рефераты, то сегодня нажатием нескольких клавиш можно получить нужную тебе информацию или даже целый доклад. К хорошему человек быстро привыкает….                                      

    Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

   Учитель воспитывает будущего взрослого человека. Профессия педагога подразумевает владение навыками психологии, артистических, спортивных талантов, знание истории. Даже нужно уметь быть социальным работником. И конечно же, надо оставаться ребенком, чтобы понимать детей. И еще нужно иметь много терпения, любви к детям.

   Работать с детьми мне очень нравится. Уроки, классные часы, различные внеклассные мероприятия дают массу положительных эмоций, теплоту от общения с ними. Ведь учитель живет каждым  мгновением этих занятий. Я считаю, что внеклассные мероприятия и классные часы сплачивают классный коллектив. Учитель и дети после таких мероприятий начинают понимать, на кого можно положиться в чем-то, кто какими талантами обладает, кто смел, кто застенчив.

   Дети меня многому учат. Работая с ними, часто приходится заниматься самообразованием, вместе с ними открывать для себя что- то новое.

Учитель вошел в век новых информационных и коммуникационных технологий. Поэтому ему необходимо быть компетентным в области ИКТ, активно внедрять их в учебный процесс. По своему опыту знаю, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

   Основным направлением моей работы является формирование знаний о живой природе и общих методах ее изучения, применение на практике , воспитание экологической культуры, формирование здорового образа жизни. На своих уроках часто использую модульную технологию. Применяя ее, дети сами находят нужную информацию, заполняют таблицы и схемы. В конце урока проводится самоконтроль. Проверяют правильность выполненной работы, исправляют ошибки. Учитель контролирует работу учеников, отвечает на вопросы. Также на своих уроках я использую готовые диски, где даны схемы, таблицы, рисунки, видеофрагменты по каждой теме. Активно вместе с учениками использую интернет.

  Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает - это огромная ответственность.

Пора привыкнуть, что ученик может вступить в спор с учителем на любую тему, отстаивать свою точку зрения. Современный же учитель должен уметь слушать и слышать своего ученика, ведь он не только учит детей, но и сам учится у них. Учитель не только помогает формированию знаний, умений, навыков, он помогает каждому ребенку сформироваться как личность, развивает желание преодолевать жизненные трудности, помогает научиться правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда.      

Каким же должен быть учитель современной школы? Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное надо учиться быть счастливым. Ведь, у счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они ни были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра. Еще учителю нужно быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки, понимая, как трудно бывает школьникам усвоить тот или иной материал. Если мы научимся признаваться в собственных ошибках, то и от детей не будем всегда ожидать безупречного поведения, ведь они тоже люди…маленькие люди. Ну и, конечно, в сердце учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпровождение. Я часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая семья и у меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот». Что можно еще добавить? Учитель - это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Став учителем, я поняла, насколько это серьезный и важный труд. Чтобы учить, надо самому очень много знать.